Филиал РГПУ имени А.И. Герцена
![]() |
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена основывает свою деятельность на гуманистических ценностях и патриотических идеалах, ориентируется на открытость обществу и человеку, стремится к высоким профессиональным стандартам и удовлетворению образовательных потребностей на международном и российском рынках труда. Его миссия — содействие в формировании образовательной политики РФ и создании условий для профессиональной и жизненной самореализации человека в рамках непрерывного образования.
Университет стремится к развитию как инновационная структура, обеспечивающая:
- создание и передачу знаний о человеке;
- поддержку непрерывного образования;
- развитие социокультурной среды;
- продвижение ценностей российского образования за рубежом;
- укрепление русского языка и вклад в развитие регионов.
Стратегические ориентиры определяют университет как:
- ресурс развития единого образовательного пространства РФ;
- центр профессионального становления молодежи и сотрудников;
- площадку для межнациональной интеграции.
Ключевые идеи обновления включают лидерство через соответствие мировым стандартам, приоритет научно-методического развития и укрепление имиджа университета как признанного социогуманитарного центра.
История университета
Российский государственный педагогический университет им. А И. Герцена ведет отсчет своей истории с 13-го (2) мая 1797 года. Именно в этот день Петербургский Воспитательный дом по распоряжению императора Павла I стал самостоятельным учреждением и взят под покровительство императрицы Марии Федоровны.
Воспитательный дом играл значимую роль в социальной и образовательной жизни России, став основой для многих инноваций и преобразований. Его многофункциональная деятельность способствовала широкому выбору профессиональных, жизненных и научных интересов молодежи, а также решению ключевых социальных проблем.
Здесь впервые в России были предприняты шаги по охране детства: организована система бесплатной педиатрической помощи, семейных детских домов, сельских школ, детских садов и яслей. Эти инициативы стали основой для создания первой в стране системы семейных детских домов (1799 год). Кроме того, врачи Н.Ф. Виноградов и К. Раухфус, связанные с Воспитательным домом, получили широкую известность за свой вклад в развитие педиатрии.
Одним из значимых направлений работы стала профилактика эпидемий. С 1868 года в Воспитательном доме велись медицинские исследования, направленные на производство препаратов против эпидемических болезней, включая вакцины от оспы. Лаборатория снабжала лекарственными препаратами губернии России, а также проводила исследования по разработке заменителей грудного молока и искусственного вскармливания.
Воспитательный дом также стал основоположником коррекционной педагогики. В начале XIX века здесь было открыто первое училище для глухонемых детей. Это учреждение стало базой для подготовки специальных педагогов и развития сурдопедагогики в России.
Значительное внимание уделялось женскому педагогическому образованию. В 1808 году здесь открылись первые «французские классы» для подготовки гувернанток и домашних учительниц. Впоследствии, в 1837 году, на их основе был основан Сиротский женский институт, позднее переименованный в Николаевский сиротский институт. Воспитанницы этого института получали образование в области музыки, гимнастики, иностранных языков и становились носителями идей женского образования в России. В 1853 году впервые в стране началась подготовка учительниц гимнастики и танцев.
Для девочек из разночинного сословия был создан Александринский сиротский дом, который впоследствии стал Николаевским женским училищем. Здесь готовили специалистов по дошкольному воспитанию и преподавателей для сиротских учреждений.
В начале XX века накопленный опыт Воспитательного дома привел к созданию Императорского женского педагогического института — первого высшего образовательного учреждения для женщин в России. Его выпускницы получали статус учительниц средних учебных заведений, а учебные программы были доведены до университетского уровня.
Воспитательный дом внес огромный вклад в развитие системы образования, социальной поддержки и охраны здоровья в России, став примером прогрессивных преобразований своего времени.
С 1918 года началась масштабная реорганизация учебных заведений. На базе Воспитательного дома был создан Единый педагогический институт, который в январе 1920 года получил имя писателя и общественного деятеля А.И. Герцена. ЛГПИ имени Герцена стал крупнейшим педагогическим вузом страны, ежегодно выпуская тысячи учителей для новых школ.
Уже в 1919 году здесь появился первый в России педагогический рабфак, который готовил абитуриентов для самых разных вузов. Среди его 3568 выпускников были не только учителя, но и инженеры, агрономы, военные специалисты и государственные служащие.
Институт стал новатором в предоставлении образования на родных языках. В его структуре появились секции для поляков, финнов, латышей, эстонцев, удмуртов и коми. В 1929 году открылось национальное отделение для народов Крайнего Севера, где разрабатывались письменности, учебники и словари для языков малых народов.
К 1930-м годам институт вошел в список стратегически значимых вузов России, обслуживающих образовательные потребности всей страны. Даже в годы Великой Отечественной войны научная и учебная работа здесь не прекращалась.
С XVIII века университет активно развивал международное сотрудничество, представляя научные школы России за рубежом. Участие в конгрессах, выставках и совместных проектах сделало вуз авторитетным научно-образовательным центром Европы.
Значительный вклад в науку внесли выдающиеся ученые Герценовского университета:
- И.В. Курчатов — основатель школы физиков-атомщиков,
- А.Л. Гершун — основоположник оптической промышленности,
- В.Н. Ипатьев — создатель технологий производства авиационных бензинов,
- А.Е. Ферсман — разработчик методов геохимического поиска полезных ископаемых,
- В.В. Перекалин — создатель препарата «Фенибут», используемого в космической медицине.
Также институт стал колыбелью для выдающихся педагогов (П.Ф. Каптерев, В.Н. Сорока-Росинский), географов (В.Я. Семёнов-Тяньшанский), филологов (С.И. Ожегов, Л.В. Щерба), историков (Е.В. Тарле, С.В. Ольденбург), психологов (Л.С. Выготский) и писателей (А.М. Горький, Е.И. Замятин).
Не только отдельные личности, но и целые научные коллективы кафедр и лабораторий университета внесли огромный вклад в развитие науки, что делает Герценовский университет уникальным образовательным и научным центром России.